Два немолодых собачника выгуливали своих питомцев в парке. Иван Иванович болоночку, а Иван Никифорович овчарочку. Обе собачки ласковые, послушные и в парке, конечно, хозяева их отпустили с поводка пробежаться-прогуляться. Идет Иван Иванович со своей болоночкой, посвистывает, собачка вокруг бегает, все обнюхивает.
И вдруг чует овчарку огромную, уши торчком, хвост крючком. Болоночка-деточка испугалась и кинулась спасаться к Ивану Ивановичу, визжит, скулит, на ручки просится. Тут Иван Иванович как заговорит сердитым голосом:- А ну-ка возьмите сейчас же на поводок свою собаку противную, таких тварей преогромных вообще нельзя с поводка спускать!
А Иван Никифорович растерялся, конечно: какая ж его овчарочка-бабушка «тварь», да еще и «страшная и противная». И давай за нее заступаться:
- Это вы, дурак бессовестный, заберите свою шавку-моську, если она вести себя не умеет. Это ваши проблемы, обормот бестолковый!
Рассерчал Иван Иванович не на шутку и давай руками размахивать, ногами притоптывать:
- А не уберешь, гад, свою скотину паршивую, как дам ей сейчас со всей силы!
Иван Никифорович тоже не отстает, за свою ненаглядную готов в бой идти:
- Только посмей, морда жидовская, я сам тебе ка-ак врежу, мало не покажется!
Тут уж Иван Иванович, хоть и годы пенсионные, а не утерпел, подлетел к обидчику, да ударил его кулаком со всей силы. Да и Иван Никифорович в долгу не остался, даром что старичок с ноготок, да годков под семьдесят, схватил палку, да в бой рванулся.
Еле разняли их люди добрые.
Так уж получилось, что один из этих старичков мой знакомый.
Мы долго обсуждали эту историю и те бурные эмоции, которые она в нем всколыхнула. Сначала вроде «бодрость и подъем, как в молодости», а потом «слабость и сердце». Пытались разобраться, зачем он это сделал. Очень долго было сплошное «а что он...», «а вот он…», «я только в ответ». Так получилось, что этот «Иван …» постепенно на старости лет обращается в православие. И у нас с ним получился очень интересный разговор. В атеизме, как религии, нет личной ответственности. Во всем виноваты обстоятельства, наследственность. Все люди заменимы, роль личности в истории ничтожна: «Не было бы Петра 1, был бы кто-нибудь другой, ситуация назрела». А в православии, да и ряде других религий, человек сам на последнем суде отвечает перед Богом за СВОИ поступки. И не важно, кто первый начал, кто спровоцировал, кто приказал, какие были обстоятельства и какая «сволочь была моя тетка» (по «Обыкновенному чуду» Е.Шварцу). То, что ты сделал, сделал ТЫ, и именно за это ТЫ и отвечаешь. А то, что сделал другой, так он за это сам и отвечать будет, не твое это дело.