Историческая заслуга Великобритании в разработке и защите прав человека общеизвестна. Достаточно вспомнить Великую хартию вольностей (1215 г.) и Закон о неприкосновенности личности (1679 г.). Теперь, гарантировав реализацию прав своих граждан, британский парламент вознамеривается наделить правами и свободами населяющих Британские острова 7 миллионов собак, 8 миллионов кошек и котов, 650 тысяч лошадей, 2 миллиона кроликов и не поддающихся учету домашних птиц. Готовящийся билль о правах животных - первый в мире юридически оформленный свод их прав и свобод. О предполагаемом содержании билля сообщил палате общин глава департамента экологии министерства сельского хозяйства Эллиот Морли. По его словам, принятый в 1911 году закон о содержании животных требует срочной модернизации.
- Мы должны расширить права и свободы домашних животных, - заявил он, - и обращаться с ними так, как того требует цивилизованное общество.
При разработке нового законопроекта правительство консультируется с Королевским обществом защиты животных, требующим провозглашения "пяти прав и свобод" для домашних и цирковых животных: права на "вкусную и здоровую пищу", на комфортное содержание, на ветеринарную помощь, на проявление "естественного поведения", свободу от жестокого обращения и депрессивных состояний. Билль предусматривает ужесточение ответственности владельцев животных за нарушение закона: от крупных штрафов до тюремного заключения.
Во время дебатов в парламенте один из представителей оппозиции утверждал, что в случае принятия этого закона население многих стран "третьего мира" захочет получить статус "британских домашних животных". На что глава юридической службы Королевского общества защиты животных Фрэнк Уиддоусон заявил, что гомо сапиенс, возможно, и превосходит животных интеллектуально, но не всегда - морально и что статус животных лишь облагородил бы определенную часть человечества.
Билль о правах животных предусматривает обязанность владельцев собак, кошек и птиц предоставлять им достаточное жизненное пространство и возможность общаться с себе подобными. Глава Ассоциации защитников кроликов Энн Митчелл обратила внимание законодателей на недопустимость одиночного содержания кроликов в тесных клетках:
- Кролики - живущие семьями животные, а по вине своих владельцев они зачастую обречены одиноко прозябать в ящиках на задворках сада.
Особенно резкой критике при обсуждении билля подвергались городские владельцы кошек, держащие их годами взаперти. Законопроект предусматривает наказание для владельцев собак, отказывающихся их выгуливать.
В Англии нашлись и критики нового законодательства, отмечающие, что оно заходит слишком далеко. По логике вещей, утверждают они, "птичьи и собачьи права" должны быть предоставлены и живущим в тесных аквариумах рыбкам, домашним мышам и крысам. Кроме того, говорят "звероскептики", билль дискриминирует сельскохозяйственных животных.
Само представление о том, что животные имеют "права", стало предметом обсуждения. Профессор биоэтики Лондонского университета Майкл Рейсс отмечает, что "это - понятие сомнительного свойства. Например, в природе животные охотятся друг на друга и без особого почтения относятся к правам других видов животных. Однако было бы смехотворно обвинять их за это в неэтичном поведении". Рейсс убежден: у людей есть моральные обязательства по отношению к животным, однако билль о правах животных, решая старые проблемы, может породить гораздо больше новых.