На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЗООПОРТАЛ

522 подписчика

Собачья работа

 

«Нам надо не меньше 300—400 собак для обеспечения безопасности пассажиров», — считает начальник Московского метрополитена. Но это планы на будущее. А как сегодня живёт и работает кинологическая служба столичной подземки? Рассказывает её начальник, подполковник милиции Владимир Алёшкин.


Руководитель кинологической службы УВД на Московском метрополитене, подполковник милиции Владимир Богданович Алёшкин

Некоторые москвичи сомневаются в эффективности работы собак.

Действительно, даже если в толпе пассажиров четвероногие милиционеры обнаружат террориста, он всё равно может привести взрывное устройство в действие, и теракт состоится.

— Эффективность работы собаки, обученной поиску и обнаружению взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия и боеприпасов, может быть достигнута только при слаженной работе оперативных служб. Собаку мы используем согласно закону РФ «О милиции» в качестве специального средства в борьбе с преступностью. Хотя за рубежом их четвероногие коллеги считаются офицерами полиции.

В МВД используется три вида собак: специального назначения, караульные, собаки-детекторы. Последние в экспертно-криминалистических отделах идентифицируют человека по запаху следа. Собаки специального назначения используются следственными органами и сотрудниками криминальной милиции для расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, по обнаружению и изъятию взрывчатых веществ, боеприпасов. Собаки общеследового профиля участвуют в задержании и конвоировании преступников.

Дежурство собаки, обученной поиску взрывчатых веществ и взрывных устройств, в метрополитене должно осуществляться в присутствии оперативников и представителей патрульно-постовой службы.

В ходе дежурства происходит ежечасный обход поста — станции метрополитена — на предмет обнаружения забытых вещей, подозрительных предметов.

Сначала они обследуются ручным металлодетектором — это высокочувствительный прибор, который реагирует даже на фольгу от пачки сигарет. Если поступает сигнал от металлодетектора, постовой вызывает кинолога с собакой. Сотрудник направляет её уже к конкретному предмету. Если животное чувствует искомый, как мы называем это на профессиональном языке, запах, то оно обозначает его присутствие особой посадкой.

Место оцепляют, происходит эвакуация, вызывают сотрудников инженерно-сапёрного отдела. Если есть возможность, подозрительный предмет транспортируется во взрывозащитную камеру, которая есть на каждой станции метро.

В плотном пассажиропотоке в первую очередь обращаем внимание на людей с багажом. Постовой милиционер отзывает их в сторону, а специально обученная собака обнюхивает ручную кладь.

Мы хорошо понимаем, что потенциальный террорист, увидев в метро милиционера или служебную собаку, попытается скрыться. Пример самоподрыва шахидки у входа на станцию «Рижская» все мы хорошо помним. Она встретилась взглядом с постовым и побоялась войти в метро. Так что патруль с собакой это, прежде всего, психологическая профилактика теракта.

Почему служебная собака не ходит с кинологом по платформе, а лежит в вестибюле станции метро?

— Ходить по платформе и всё подряд обнюхивать? Это на нашем языке называется незаинтересованный поиск. Долгая и нерезультативная работа собаки приводит к тому, что она теряет свои рабочие качества. А ведь подготовка служебного четвероногого — процесс длительный. В среднем он занимает около года.


Вот на таких препаратах обучают собак. Однако ни Госнаркоконтролю, ни любителям кайфа от них нет никакого прока — они синтетические и не имеют наркотического эффекта

Обучение проходит не только животное, но и кинолог. Они работают в связке. На 80 процентов задействован человек, только на 20 — животное. У нашего сотрудника голова крутится на 360 градусов. Если он что-то замечает, направляет туда собаку.

Какие породы четвероногих используются для работы в метро?

— Если брать приказ МВД о кинологии, то служебными считаются породы собак — немецкая и восточноевропейская овчарки. Это универсально обучаемые животные. Их можно использовать в любых целях. Кроме того, в обслуживании и содержании они очень неприхотливы.

В поисковых целях используются собаки охотничьих пород — лабрадор, русский и английский спаниель. Нюх у них изумительный. Это заложено генетически в процессе того, как эти породы выводились на протяжении многих лет. В качестве караульных собак используются ротвейлеры, среднеазиатские овчарки.

Где занимаются разведением служебных собак?

— В зональном центре кинологической службы по городу Москве. Это головная организация, где есть отделение разведения.

Потомство получаем от «рабочих» родителей — тех, которые классно дрессировались, хорошо себя проявили на службе, и в возрасте 4—5 лет, мы их скрещиваем. Если у родителей в крови есть хорошие качества, получается достойное потомство.


Несмотря на грозный лай, который слышат посетители комплекса кинологической службы, бояться здесь нечего. Сотрудники с удовольствием рассказывают о своих питомцах, а собаки просто хотят мирно пообщаться


Вольер. Большинству служебных собак (во всяком случае, тем, которые охраняют дачи и деревенские дома) подобные апартаменты могут только сниться. Площадь одного бокса — около десяти квадратных метров

Кроме того, мы покупаем собак. К сожалению, не так часто, как хотелось бы, потому что это дорогое удовольствие. Зарубежные коллеги дарят нам псов. Так, из Англии мы получили лабрадоров. Они были доставлены двумя специальными самолётами. Стоимость одного щенка — порядка полутора тысяч фунтов стерлингов. Это замечательные псы с чудесными родословными. Сегодня на службе остался только один. Ему 12-ый год. Но он служит верой и правдой. Обычно милицейские собаки заняты на службе 8—10 лет. Один год службы четвероногого приравнивается к пяти годам человеческой жизни.


Дружба дружбой, а охрана — первое дело. Мы не рискнули заходить «в гости» к обитателям этого блока

Знакомые с биофака МГУ говорят, что самый лучший «нюхач» — это небольшой по размеру голландский волчий шпиц кеесхонд. Его используют при поиске взрывчатых и наркотических веществ. Планируете ли Вы включить представителей этой породы в свой штат?

— В условиях метрополитена эту породу мы, скорее всего, использовать не будем. В толпе пассажиров маленькая собачка легко затеряется, да и внешний психологический эффект весьма важен. В прошлом году я проходил стажировку в Ростовской школе служебно-розыскного собаководства МВД России. Там наши коллеги из службы безопасности аэропорта Шереметьево демонстрировали мастерство собак выведенной ими породы — шалайки. Это помесь лайки и шакала. По виду — небольшая невзрачная собачка, но как детектор она работает идеально! Однако ей приходится анализировать запахи в условиях передвижной лаборатории. Пробы воздуха помещаются в баночки, после этого в комнату запускается собака.

В метро много раз встречались кинологи, чьи собаки испытывают настоящий стресс: обычно грозные ротвейлеры и овчарки буквально плачут, стоит им оказаться на эскалаторе. Как это преодолеть?

— Помимо сотрудников Центра кинологической службы на Московском метрополитене, в подземке работает одно из управлений по кинологии МВД, ОМОН, военнослужащие 55-ой дивизии внутренних войск.

Чем отличается наша подготовка собак от других милицейских школ дрессировки? Вы видели у нас на территории макет эскалатора и вагонов метрополитена. Они используются для приучения собак к условиям подземки. Кроме того, в процессе обучения кинологи с животными спускаются на ближайшую станцию метро, где собаку приучают к дальнейшему несению службы. После этого она не боится эскалатора, шума поезда, толпы пассажиров.


Общий вид тренировочного комплекса. Помимо обычных барьеров и лесенок здесь есть макет эскалатора (вполне настоящий эскалатор, точнее — верхняя часть от него, разумеется, он не движется) и вагоны метро. Вагоны тоже немного необычные, на самом деле это «половинки», у каждого только две пары дверей. Сделано это затем, чтобы сэкономить место (два учебных вагона длиной в один обычный) с сохранением всех необходимых атрибутов — кабины, салона, колёсных пар, автосцепки. Раньше два этих вагона возили пассажиров по Арбатско-Покровской линии

А если собака несла службу в лесопарковой зоне или просто в городе, а потом без специальной дрессуры спускается в метро, то испытывает стресс от движения больших потоков воздуха, которые поезда выталкивают из тоннеля, от перемещения ступенек эскалатора под лапами, вибраций в вагоне поезда. Животному нужно уловить, откуда исходит запах, а их в метро много. Кроме того, собаки страдают от постоянных сквозняков.

На открытых участках метро, например, на Филёвской линии, на окончании Таганско-Краснопресненской линии собаки чувствуют себя проще. Так как дышат свежим воздухом, работают при естественном освещении, в воздухе меньше пыли.

Четвероногие сотрудники — язык не поворачивается называть их «специальным средством» — проявили себя с самой лучшей стороны. Нужно отдать должное их пониманию и выдержке. Собаки никогда не откажут, не предадут.


С виду cуровые, но на самом-то деле очень добрые. Подполковник Алёшкин и его напарник Тай

Самые тёплые слова благодарности я говорю и своим коллегам-кинологам. Ведь с 29 марта, когда произошла эта трагедия — теракты на станциях «Лубянка» и «Парк культуры», мои люди работают без выходных. В таком же режиме живут и собаки. Это тяжело. Ведь у наших сотрудников есть семьи. Жёны, мужья, дети. Семейные обязанности с нас никто не снимает.

Расскажите о последних результатах, которые были достигнуты с помощью работы служебных собак?

— В прошлом году наши сотрудники привлекались к раскрытию преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. В январе 2010 года на станцию метро «Царицыно» вызывали нашего специалиста. Тогда задержали подозрительного человека, и наши собаки обнаружили сделанный им на своём теле тайник. Животных не проведёшь, ведь с ними «не договоришься».

Ваше начальство понимает, что собаки — это живое «специальное средство» и их нужно беречь?

— Угробить живой организм легко, а восстановить практически невозможно. Да и дорого по финансовым параметрам. Служебного пса дрессируют пять месяцев. Если с ним не заниматься в процессе работы, навыки теряются. Пара месяцев «безделья» — и перед нами снова просто обычная собака.


Бригада кинологов спускается на станцию «Трубная». Некоторым собакам кинологи всё же помогают сходить с эскалатора

Сколько собак нужно для обеспечения безопасности в московском метро?

— Как показывает практика, непрерывная работа собаки может продолжаться не более 4-х часов. Не сложно сделать математический расчёт. Метро открывается для пассажиров в 5.30 утра, последний человек покидает его территорию в пять минут третьего ночи. Всего в Московском метрополитене 180 станций, скоро будет 182. На каждую необходимо минимум 4 служебные собаки в день при условии напряжённой работы.


Дежурство в вестибюле станции «Трубная» — вид с точки зрения собаки

Сегодня моё подразделение рассчитано на содержание не более ста четвероногих. Согласно приказу, за каждым кинологом может быть закреплена только одна собака. Если животных будет 300—400, то столько же должно быть специалистов по работе с ними, плюс обслуживающий персонал, плюс «кухня», водительский состав, техника.

Если сегодня содержание одной собаки обходится в сутки в 50 рублей, то 300 собак — это уже большие деньги. Наша кинологическая служба в метро была образована в 1996 году. Тогда было шесть собак и шесть кинологов. А нынешние помещения и полигон мы обрели только в 2004-ом.

Используете ли Вы для питания собак специальные корма?

— Обязательно. Мы перешли на кормление служебных животных промышленными кормами ведущих производителей, например, Purina — ProPlan и Dog Chow — не сочтите за рекламу. С нами сотрудничают поставщики. Они сами приезжают, интересуются, есть ли проблемы. В случае аллергии у животных питание меняется — кстати, бесплатно.

Сухой корм идеально подходит в плане приготовления и хранения летом. В нём присутствует весь необходимый собаке витаминный комплекс, который приходится дополнительно закупать, если использовать свежеприготовленную пищу. Проблема ещё и в том, что наш холодильник может вместить не более 2-х тонн скоропортящегося продукта.

Зимой лучше предлагать животным горячее питание. Усвояемость продукта повышается. Контракт на поставку того или иного корма заключает наша головная организация. Перед подписанием этого документа специальная лаборатория проводит его исследования.

Мы уже поняли, что «собачья работа» — трудная и утомительная. А как Ваши четвероногие коллеги отдыхают?

— У нас поощряется забирать собаку на выходные домой к кинологу, в его семью. Так же он может взять пса с собой в отпуск. Кроме того, если позволяет время, садимся в машины, берём с собой четвероногих напарников, подъезжаем к Останкинскому пруду или просто отправляется в соседний парк. Там собаки могут побегать, порезвиться, освежиться. Особенно такие прогулки хороши в жаркую погоду, когда пёс может искупаться.

Участвуют ли Ваши четвероногие напарники в специальных выставках? Есть ли у них награды?

— Да, наград немало. На каждую служебную собаку, как и на человека, имеется личное дело. Туда вкладываются полученные псом дипломы на выставках и соревнованиях, которые проводятся по специальному курсу дрессировки. Мои сотрудники принимают участие в плановых состязаниях в структуре МВД и в соревнованиях между силовыми ведомствами (налоговой службой, Госнаркоконтролем, Московской таможней, железнодорожным и воздушным транспортом, армейскими структурами).


На этом стенде — фотокопии дипломов и грамот, причём только очень малой их части

Существует ли обмен опытом между российскими и зарубежными кинологами?

— К нам приезжают коллеги-полицейские. Но ни разу я не видел среди них кинологов из метрополитенов западных городов. Когда нашу страну посещал президент США, я охранял общественный порядок на станции метрополитена «Охотный ряд», приближенной к месту встречи руководителей РФ и США. В подземном переходе под Манежной площадью я встретил представителей Секретной Службы — охраны американского президента (аналог нашей Федеральной службы охраны — прим. ред.). Они не поленились привезти с собой служебную собаку — немецкую овчарку. Мы козырнули друг перед другом. Собаки тоже обменялись приветствиями на своём языке. И пошли дальше каждый своим путём.

После терактов в прессе появились сообщения о том, что водители автобусов с Северного Кавказа опрыскивают багаж специальным средством, чтобы сбить служебных собак со следа.

— Нюх у собаки до того чуткий, что животное определит искомый запах в любом случае. В процессе дрессировки мы создаём собаке дополнительные трудности: кладём учебную закладку не на открытое место, а в колёсную пару вагона-поезда, где присутствует мазут. Стараемся замаскировать предмет поиска.


Младший сержант кинологической службы Алексей Быстров и его напарница Гера. Пассажиры почти не обращают внимания на милиционера с собакой, но многим, наверное, становится немного спокойнее при их виде

Имеет ли право служебная собака постоять за себя, если кинолог ранен?

— Этот рефлекс не блокируется. Защитные функции заложены генетически. Собака охраняет хозяина. Но наши псы из кинологической службы метрополитена отличаются исключительно дружелюбным характером, так как всё время находятся среди большого скопления людей. Не единожды было такое, что наши четвероногие питомцы несли службу по охране массовых мероприятий, например, на День города. Дети плакали, когда родители уводили их от наших собак. Огромные немецкие овчарки буквально облизывали малышей.

 

наверх